Программа изучения белого медведя в Российской Арктике

Белый медведь    >    Новости

Новости

02.07.2012|  На таймыре завершилась экспедиция по изучению миграции белых медведей

Совместная экспедиция Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова, Заполярного филиала «Норильского никеля» и заповедника «Большой Арктический» проходила в рамках российской программы мониторинга карско-баренцевоморской популяции белых медведей. Перед участниками исследовательского похода стояла задача обнаружить места проживания белых медведей, изучить их маршруты перемещения. Предстояло также взять у животных анализы крови и шерсти и провести мечение специальными ошейниками. Подробности об экспедиции – в специальном репортаже Сергея Могловца.

На таймыре завершилась экспедиция по изучению миграции белых медведей

У диких зверей нет имен. За редким исключением. Но теперь по льдам Карского моря кочует семья медведей – медведица Хутуда и медвежонок Бига. Так нарекли белых медведей сотрудники заповедника «Большой Арктический» в рамках экспедиции в Арктику по изучению этих животных.

Долгая дорога

Ожидаем вылета из Норильска на Диксон. Вылет откладывают сначала на час, потом еще на час, потом еще на три часа. А затем – и вовсе на следующий день. В Диксоне – метель. Бывалые рассказывают, как сидели там по нелетной погоде до десяти дней. Как раз столько, сколько должна продлиться экспедиция. Переживаем. Разрешение работать по медведю – зверю краснокнижному, да еще в зоне заповедника – действует ограниченное время. К счастью, на третий день получаем разрешение на вылет.

Два часа сорок минут полета на Диксон прошли в штатном режиме. Где-то там внизу – они, белые медведи, встреча с которыми будет такой долгожданной. По данным Всемирного фонда дикой природы, сейчас в мире насчитывается около 25 тысяч особей белых медведей. Однако через пару десятилетий популяция этого вида может сократиться вдвое. Главными факторами, влияющими на сокращение численности белых медведей, считаются браконьерская охота, глобальное потепление и загрязнение арктической природной среды.

Выяснить, как можно снизить антропогенное воздействие на популяцию белых медведей, как сохранить на планете этот великолепный вид – вот основная задача ученых. В России изучение и сохранение белого медведя ведется на государственном уровне. В апреле 2010 года Владимир Путин побывал на острове Земля Александры, где при помощи ученых надел спутниковый ошейник на пойманного белого медведя. Ученые рассказали тогда, что реализация программы по сохранению и восстановлению популяции белого медведя стала возможна благодаря гранту Российского географического общества в размере 1 млн рублей. Но государственных средств не хватает. Нужны те, кто готов поддержать важные природоохранные проекты. Горно-металлургическая компания «Норильский никель» внесла свой вклад в изучение и сохранение белых медведей, профинансировав нашу экспедицию.

Тысяча километров на медведя

Подъем в шесть часов утра. Ждем сигнала о готовности вертолетов к вылету. Сегодня решено исследовать побережье от Диксона до шхер Минина. Возможно, белых медведей удастся найти здесь. Прочесывать береговую зону будем тремя вертолетами.

Вертолет закладывает вираж над ледовыми полями. Внизу – окраина припайных льдов. В полукилометре к северу начинается открытая вода, а прямо под нами участки льда перемежаются черными полыньями. Когда-то очень давно про хорошо снятое кино говорили: «как в жизни». Мы – члены экспедиции – смотрим из вертолета вниз и думаем: «как в фильмах National Geographic».

Иногда попадаем в небольшую болтанку. Сотрудник заповедника отмечает на навигаторе наш маршрут. Внизу проплывает снежная равнина. Чаще она пустынна, но иногда проявляется жизнь. Вот прорысили два полярных волка. Они не обращают внимания на вертолет – непуганые. Через полчаса видим табунок оленей, заслышавших шум винтокрылой машины и чешущих, не помня себя, через белую арктическую степь.

Через полтора часа поисков три вертолета приземляются в устье реки Хутуда-Бига. На самом берегу Карского моря, покрытого сейчас льдом, стоят несколько домиков. Это – летняя база заповедника «Большой Арктический». На снегу следы оленей и волков. Один из балков основательно потрепан. Пару недель назад здесь побывал белый мишка, это он в поисках съестного проломил дверь и разворотил стену. Медведи хорошо усвоили, что в человеческих жилищах может быть пища. Иногда они навещают и обитаемые дома, совершенно не страшась человека.

Короткое совещание, на котором ученые и вертолетчики обсуждают направление дальнейших поисков. И снова полет над снежной пустыней. Если поделить площадь Арктики – 21 млн квадратных километров – на предполагаемое количество белых медведей – 25 тысяч особей, получится, что на одного медведя приходится около тысячи квадратных километров льдов, морей и тундр. Поди найди его на такой территории. А искать белого зверя на белом снегу немногим проще, чем черную кошку в темной комнате. Впрочем, медведи расселены в Арктике неравномерно. Их практически не встретишь в зоне полюса. Почти не заходят они и вглубь материка. Важно узнать места их обитания. Для этого и снаряжена экспедиция.

 

Девочки любят украшения

Мы ищем самку, «девочку», как говорят в экспедиции. Как отличить самца от самки с высоты в несколько десятков метров? Во-первых, по размерам самки значительно уступают самцам. Во-вторых, в это время года с медведицей почти обязательно должны быть медвежата. Или медвежонок. Цель экспедиции – пометить белую медведицу спутниковым ошейником, чтобы потом в течение полутора-двух лет отслеживать пути ее миграции. Спутниковый ошейник выведет и на медвежью берлогу, в которой самка с медвежатами будут пережидать зиму. А рядом почти наверняка будут другие берлоги.

Безопасность зверя для ученых так же важна, как и безопасность людей, занимающихся его отловом. Меткий выстрел с вертолета сразу попадает в цель – медведь засыпает в течение пяти-десяти минут (стреляют в зверя из специального пневматического ружья шприцем, наполненным усыпляющим препаратом). Если рядом полынья, есть риск, что хищник, спасаясь от винтокрылой машины, нырнет в студеную воду, чтобы потом никогда не вынырнуть. Мы надеемся встретить медведицу, которая будет странствовать по снежно-ледовой равнине хотя бы в километре от участков открытой воды.

Но когда, казалось, пришла наконец удача, выяснилось, что обездвиженный медведь является «мальчиком». Ученые сделали необходимые анализы, взвесили мишку и отпустили. Самцу спутниковый ошейник не навесишь, он его все равно сорвет. Некоторые объясняют это свободолюбивым характером белого властелина. А вот медведицы, якобы любят украшения, как все девочки. Поэтому спутниковый ошейник принимают за колье и с удовольствием носят.

Это – романтическая версия. На самом деле все несколько прозаичнее: у самца охват шеи больше, чем охват головы. Вспомните, как выглядит белый медведь. Шея и голова – почти конус. А вот у самок голова больше, чем шея. Поэтому и сорвать ошейник медведица не может, хотя первые недели, пока не привыкнет, пытается избавиться от «подарка». Действие ошейника рассчитано на два года. Столько проработают батарейки, питающие передатчик, столько же прослужит защелка. Под действием морской воды крепящая деталь, изготовленная из специального материала, изнашивается, и ошейник отваливается сам или рвется от легкого удара лапой.

Еще два медведя, усыпленные с вертолета, тоже оказались «мальчиками». И они после отбора необходимых проб были отпущены без «украшений». Один из мишек заставил побеспокоиться. Когда группа, уверенная, что хищник уснул, подошла к нему вплотную, он поднял голову и открыл глаза. Члены экспедиции кинулись врассыпную.

350-килограммовый хищник, сильный настолько, что ударом лапы легко вылавливает тюленя из воды, казалось, пристально глядел на людей. Невозмутимой осталась только группа по обездвижению – научные сотрудники московского Института проблем экологии и эволюции. Один из них взял шприц с усыпляющим веществом и, подойдя к ворочающему головой мишке, сделал ему укол. Медведь сладко зевнул, закрыл глаза и упал головой в снег.

А вот и та, кого мы так долго искали. Медведица с медвежонком. И далеко – километрах в трех – от края припайных льдов. И ни одной полыньи в радиусе пары километров. Правильно зайти на медведя – высокое искусство. Медведица меняет направление, заслоняя собой детеныша. Годовалый медвежонок не отстает от матери, держась на полкорпуса сзади. Стрелять надо с расстояния 15–25 метров, максимальная дистанция – 50. И стрелять тогда, когда вертолет зависнет точно над медведем. Лопасти винта создают шквальный воздушный поток, который может увести от цели легкий шприц с лохматой ярко-сиреневой кисточкой на конце. Вертолетный винт на столь небольшой высоте поднимает целую пургу. Что видит в этой метели стрелок? Удачный выстрел удается сделать не с первого захода. Но вот сиреневая кисточка закачалась на спине медведя. Стрелок дает по рации команду пилоту уходить. Вертолет набирает высоту, дверки закрываются. Десять минут сопровождаем медвежью парочку, отлетев от нее метров на триста. Звери петляют, но большая медведица становится все более вялой. И наконец ложится у заторошенных льдов.

 

Рискованная работа

Садиться на припайный лед не будем, вертолет только коснется его колесами. Снотворное должно действовать около часа, но может и гораздо меньше, если доза из шприца ввелась мишке не полностью. Такое иногда случается. Подсаживаемся в 150 метрах от медведей – ближе не положено. Как объясняют ученые, чтобы не травмировать психику зверя, который хоть и находится под наркозом, но многое чувствует и понимает в этом состоянии. Просто сделать ничего не может. Рев вертолета в этом состоянии для него – настоящий стресс.

Выбрасываем из дверей «вертушки» снаряжение – треногу для взвешивания, ящики с научной аппаратурой, видео­аппаратуру. Вертолет взлетает и, поднявшись метров на сто, начинает барражировать в паре километров, описывая вокруг нас окружность. Его задача – отслеживать появление других белых медведей, пока ученые будут работать с нашей парочкой. Оглядываемся по сторонам и мы – белому медведю легко спрятаться среди белых торосов, и совсем не исключено, что неподалеку от усыпленной медведицы затаился еще один взрослый хищник. Забегая вперед, скажем, что опасения были не напрасными. Пока экспедиция работала, вертолетчики отогнали от нашей группы взрослого самца, находившегося в километре.

Сидим на льду, ожидая, когда медведица окончательно уснет. Стокилограммовый детеныш прячется за маму, с тревогой поглядывая на людей. Группа по обездвижению приступает к самой рискованной части своей работы. Им надо подойти на расстояние в тридцать метров к уснувшей – уснувшей ли? – самке, метким выстрелом усыпить медвежонка (который уже настолько подрос, что в состоянии порвать любого из нас). Потом снова подойти к медведям и убедиться, что они спят. Только после этого они дадут команду всем остальным – можно подходить. Медвежонок, поглядывая на приближающихся людей, переползает так, чтобы мамино тело заслоняло его от неизвестных существ. Снайперы заняли позицию. Выстрел. Попадание. Малыш прижался к маме и затих. Через пять минут к медведям можно подходить.

  

Наука прежде всего

Работа кипит. Собираем треногу для взвешивания, раскладываем сетчатый гамак, достаем из чемоданов научную аппаратуру. На язык большой медведицы крепят приборчик, который показывает пульс зверя и ряд других показателей. Ученые измеряют толщину и длину клыков, площадь лап, высоту в холке, длину туловища и целый ряд других показателей. Предстоит еще взять пробы крови и образцы шерсти.

Теперь самое главное – необходимо пометить взрослого зверя спутниковым ошейником. Медвежонку такое украшение не положено. Он еще будет расти, и ошейник уже через несколько месяцев станет ему мал. А вот взрослая медведица проносит его без ущерба для себя до двух лет, пока морская вода не разъест специальные крепления. С помощью специальных приборов и ноутбука проверяется функциональность спутникового ошейника. Теперь в течение полутора-двух лет ученые смогут отслеживать все передвижения белой медведицы с точностью до нескольких метров.

Закончив работу, основная часть экспедиции вместе с оборудованием отходит к месту приземления вертолета. С медведями остается только группа по обездвижению. Но сейчас у биологов противоположная задача – они должны возвратить мишек к жизни. Медведи после действия снотворного проснутся и сами по себе, но это может затянуться на час-полтора. Чтобы не подморозить медвежонка, решено вколоть зверям антидот. Есть и еще одна причина: медведица и медвежонок должны проснуться почти одновременно – опять-таки чтобы не травмировать психику животных. Сигнальной ракетой даем знак вертолету подлетать. Когда он от нас метрах в двухстах, биологи делают уколы и спешат к вертолету. Вся операция по обездвижению медведей, взвешиванию, отбору проб и навешиванию спутникового ошейника заняла чуть более часа.

Теперь по льдам Карского моря кочуют две медведицы, большая и маленькая. На экране компьютера в заповеднике «Большой Арктический» видны все их передвижения. Извилистый трек ползет по экрану, показывая местонахождение хищников и давая богатый материал для научных исследований. Нарекли медведиц по названию речки с двойным названием, неподалеку от устья которой они нам и повстречались, – Хутуда-Бига.

«Норильский никель», профинансировав большой и дорогостоящий научный проект, сделал существенный вклад в изучение карско-баренцевоморской популяции белых медведей, в мировую науку, в сохранение на арктическом побережье России этих великолепных животных.

Итоги

Экспедиция заложила научные основы для изучения состояния и сохранения белого медведя на территории Российской Арктики. На сегодня это в определенной степени белое пятно в науке, так как карско-баренцевоморскую популяцию российские ученые еще не изучали. Проект по изучению миграции белых медведей рассчитан на 2011–2013 годы. Общая площадь исследования – несколько сотен тысяч квадратных километров. Финансирование проекта осуществляет «Норильский никель».

Ученым удалось совершить три успешных вылета и получить результаты по пяти особям. Одна самка помечена ошейником. Вскоре после процедуры медведица и ее стокилограммовый медвежонок уже полностью восстановились и продемонстрировали хорошую активность. Медведица двинулась на север, а потом повернула на юго-запад. Миграцию животного позволяет отслеживать надетый на медведицу ошейник.

Назад к списку всех новостей